Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс

 по материалам 

 В. И. Блинов
 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ЦИФРОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Цифровые технологии составляют ядро современного этапа технологического развития. При этом многие из них обладают дидактическим потенциалом и поэтому могут быть использованы в образовательной деятельности с целью повышения его педагогической результативности. Те или иные цифровые технологии могут обеспечить:

— свободу поиска информации в глобальной информационной сети;

— персональность, т. е. неограниченные возможности для настройки на образовательный запрос и индивидуальные особенности каждого обучающегося;

— интерактивность – способность обеспечивать многостороннюю коммуникацию и взаимодействие по линиям «учитель- ученик», «ученик – ученик», «группа – группа»;

— полимодальность – способность комплексно задействовать различные каналы восприятия (модальности) – слуховой, зрительный, двигательный – в оргпнизации образовательной деятнльности;

— гипертекстовость – сжатое изложения информации, свобода перемещения по тексту, его модульность и необязательность сплошного чтения, свертывание-развертывание информации (всплывающие окна, гиперссылки) и т.д.;

— субкультурность – соответствие привычному образу мира для цифрового поколения, узнаваемость, эмоциональная близость, обеспечивающая ситуацию психологического комфорта, контрастирующую с дискомфортной средой традиционного («медленного», «скучного») обучения.

Цифровые технологии создают новые возможности для построения образовательного процесса и решения широкого комплекса образовательных задач–как «вечных», неразрешимых средствами традиционного образования, так и принципиально новых.

Таблица 1.

Характеристика некоторых современных образовательно значимых
цифровых технологий

Наименование технологии

Характеристика

Возможности использования в образовании

Искусственный интеллект (машинный интеллект, AI - Artificialintelligence)

Технология, позволяющая компьютеру или роботу обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам. Используется как основа технологий распознавания лица, устной речи, текста, в качестве экспертных систем и т.д.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и организация обучения по ИУП; адаптивные системы обучения[1].

Самообучающиеся электронные консультанты. Онлайн-прокторинг[2]

Виртуальная реальность (виртуальная среда, VR – virtualreality)

Имитация трёхмерного мира, созданная цифровыми средствами и передаваемый человеку через его ощущения (зрение, слух, осязание). Включает в себя: во-первых, трёхмерные изображения (в ряде случаев в сочетании с имитацией воздействия на другие ощущения человека); во-вторых, возможность отслеживать движения пользователя (движения головы, глаз, джойстика и т.д.) для корректировки изображения и имитации реакции в ответ на действия пользователя

Создание мотивирующего игрового и реалистичного антуража на этапах освоения, закрепления и контроля учебного материала.

Изучение удалённых, невидимых, микро- и макрообъектов и виртуальное экспериментирование с ними.

Дополненная реальность (расширенная реальность, AR – augmentedreality)

Введение в поле восприятия пользователя зрительных или слуховых данных с целью дополнения сведений об окружающей реальности и улучшения восприятия информации

Обеспечение практикоориентированности, интерактивности, полимодальности при формировании умений и навыков в ходе практического обучения.

Цифровой профиль

База данных о физическом или юридическом лице, включая максимально полную фактическую информацию о его истории и актуальном состоянии

Многоуровневый мониторинг результативности образовательного процесса в группе; процессов социализации, обучения, самоопределения развития обучающегося.

Поддержки управленческих решений, основанных на данных.

Прогнозирование учебной успешности обучающихся, формирование персонализованных рекомендаций.

Автоматизация документооборота

Цифровой след

Технология, позволяющая обрабатывать и анализировать совокупность данных, которые пользователь генерирует во время пребывания в цифровом пространстве[3]

Управление большими объёмами данных (BigData)

Технология обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов

Чат-бот

Виртуальный собеседник (автоответчик), обеспечивает имитацию коммуникативного поведения человека при общении с одним или несколькими собеседниками

Оперативная содержательная обратная связь с обучающимся в процессе онлайн-обучения

Профессиональные или образовательные социальные сети

Специализированные сети, которые обеспечивают возможность дистанционной коммуникации по вопросам профессиональной деятельности и взаимодействие друг с другом обучающихся, специалистов и экспертов. Содержание информации в такой сети дифференцировано зависимости от сферы профессиональных интересов пользователей, возраста участников, что облегчает навигацию.

Повышение квалификации педагогов, обмен опытом, организация взаимообучения на основе модели we-learning[4].

Расширение опыта социальной коммуникации обучающихся.

Индустриальный интернет (интернет вещей « Умная школа»)

Технология, обеспечивающая создание и функционирование сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями и оборудованием (сенсоры, датчики, устройства коммутации) для взаимодействия друг с другом и с внешней средой. Разделяют две субтехнологии: 1) интернет вещей, используемый для построения «умного дома», «умной школы» и т.д.;

Построение образовательной среды «умной школы» («умной» аудитории,  лаборатории), предполагающей согласованное взаимодействие систем управления освещением и микроклиматом, техническими средствами обучения, включая мониторы, тренажёры, стимуляторы и т.д. в соответствии с комплексом санитарно-гигиенических правил.

 Базовый минимум цифророждённых педагогических технологий включает в себя технологии: сетевой коммуникации, дистанционного обучения, смешанного обучения, сетевой проектной деятельности.

Дистанционное обучение и смешанное обучение – базовые педагогические технологии обучения в цифровой среде, соответствующие двум основным способам его организации.

Дистанционное обучение обеспечивает доступ обучающихся к образовательным ресурсам:

— независимо от места нахождения субъектов образовательного процесса, в том числе в случае болезни или временного переезда обучающегося;

— в удобное для этих субъектов время, в том числе без отрыва от работы или от основного места учёбы.

Дистанционное обучение может осуществляться в одной из двух форм:

1. Синхронное онлайн-обучение – модель, предполагающая одновременную (синхронизированную во времени) деятельность преподавателей и студентов. Видеолекции, вебинары, онлайн-конференции и т. д. проводятся по определенному графику. Все студенты, желающие принять в них участие, должны быть в это время онлайн.

2. Асинхронное онлайн-обучение – модель обучения, предполагающая, что преподаватели выкладывают материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Обучающимся может даваться временной интервал (например, одна неделя), в течение которого они должны выходить с учебными целями в Интернет, но ученики свободны в выборе этого времени.

В качестве одного из базовых методов организации дистанционного обучения может выступать метод кейсов. В данном случае он приобретает вид комплексной кейс-технологии. Обучающимся предоставляются информационные образовательные ресурсы в виде специализированных учебно-методических комплектов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов, а также взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой обеспечивается с использованием средств телекоммуникации. Применение кейс-технологии возможно также в условиях смешанного обучения.


Смешанное обучение (blendedlearning)– педагогическая технология, предполагающая сочетание онлайн-обучения с очным обучением, бесконтактных (опосредованных) и контактных форм взаимодействия по линиями «преподаватель – ученик» и «ученик – ученик».

Использование «смешанного обучения», хотя и лишено некоторых организационно-технических преимуществ дистанционного обучения, но позволяет преодолеть его наиболее серьёзные педагогические недостатки: отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом, в процессе выполнения командных форм работы; падение мотивации у обучающихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью; трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических, в том числе профессиональных умений и навыков.

Стандартная методическая рекомендация по организации смешанного обучения предполагает, что в рамках освоения образовательной программы обучающийся должен тратить до 40 % времени на дистанционные формы обучения, около 40 % – на очные, а оставшиеся 20 % посвящать самообразованию.

Смешанное обучение может осуществляться в различных формах, наиболее распространённая (и наименее педагогически эффективная) из которых не имеет собственного названия. В данном случае в онлайн переводится традиционная по содержанию самостоятельная работа обучающихся, направленная на закрепление и, в ряде случаев, практическое применение знаний, умений и навыков, полученных на очных занятиях. Такая форма организации обучения фокусирует внимание на усвоении нового материала, тогда как важнейший этап закрепления, наоборот, выводится на периферию образовательного процесса. Это вступает в противоречие с принципом успешности в обучении.

Обозначенному принципу более соответствует педагогическая технология, известная как «перевёрнутый класс» (flippedclassroom) – вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала в онлайне + закрепление в ходе практикоориентированной аудиторной работы. В настоящее время «перевёрнутое обучение» широко используется в школах. Разработан целый ряд его разновидностей, использование которых позволяет выстроить результативный процесс освоения различных типов образовательных программ и с различным контингентом обучающихся.

— Стандартный перевернутый класс: обучающиеся получают домашнюю работу – просмотр видеолекций и чтение учебных материалов, относящихся к теме следующего занятия. На занятии же они обсуждают, закрепляют и применяют на практике то, что освоили в ходе самостоятельной работы, а педагог выполняет роль консультанта, тренера, эксперта

— Дискуссионно-ориентированный перевернутый класс: самостоятельно освоенный материал дискутируется в ходе аудиторного занятия.

— Демонстрационно-ориентированный перевернутый класс: обучающиеся демонстрируют в ходе аудиторного занятия знания, умения, навыки, идеи, вопросы, сомнения и т.д., которые сформировались у них в ходе самостоятельной работы над новым материалом.

— Фальшивый перевернутый класс: идеально подходит для тех обучающихся, которым любая домашняя работа может оказаться неприемлемой (например, ученики с низкой учебной самостоятельностью). Суть модели состоит в том, что обучающиеся смотрят лекционное видео в классе – в своем собственном темпе (на персональном экране, с наушниками), а преподаватель переходит от одного к другому, предлагая и оказывая любую индивидуальную помощь.

— «Перевернутый учитель»: учебные видеофрагменты, подготовленные для перевернутого класса, созданы самими учащимися. Таким образом они демонстрируют свои знания и навыки. Это игра, в которой ученик берет на себя роль учителя, и цель её — научить учителя.

Мобильное обучение – ещё один вариант организации смешанного обучения» предполагающий использование обучающимися мобильных устройств и мобильных приложений образовательной направленности в процессе освоения образовательной программы. При этом одни и те же либо различные мобильные приложения могут быть использованы как во время аудиторной работы, так и в ходе самостоятельной работе обучающихся, в удалённом доступе.

Особое место среди цифророждённых педагогических технологий занимает технология организации сетевых учебных проектов[5], которая может использоваться в рамках как дистанционного, так и смешанного обучения. Сетевой учебный проект – особый тип проекта, выполняемый пространственно распределённой командой с использованием сетевых средств телекоммуникации и других ресурсов цифровой образовательной среды.


[1]Адаптивная система обучения (адаптивное обучение)система онлайн-обучения, обеспечивающая персонализированную настройку образовательного процесса на особенности конкретного обучающегося.

[2]Онлайн-прокторинг – процедура идентификации личности обучающегося в условиях онлайн-обучения и контроля условий прохождения им мероприятий по оценке результатов обучения.

[3] Цифровой след в  образовании может включать в себя информацию о прохождении человеком онлайн-диагностики, посещения определенных Интернет-сайтов, активности в социальных сетях, освоения онлайн-курсов, прохождения занятий, участие в образ.событиях и т.п.

[4] См.: Захарова О.А. Развитие корпоративного обучения: от «e-Learning» до «we-Learning» // Образовательные технологии и общество (Educationaltechnology&society), 2013, Т. 16, № 2. – Казань, 2013. – С. 529-546.

[5] В педагогической литературе прошлых лет используется синонимичный термин «телекоммуникационные проекты».

1 комментарий:

  1. На мой взгляд - использование цифровых технологий в образовательном процессе востребовано временем. Из личного опыта могу сказать, что использование в учебном процессе мобильного обучения имеет конкретную результативность и наименьшую затратность по времени. Также из личного опыта могу отметить, что имеет определённые плюсы и асинхронное онлайн-обучение - когда обучающийся выбирает удобное для него время для решения поставленных задач.

    ОтветитьУдалить